9 мая открытие выставки одной картины Н.С. Барсамова «Курортный район Феодосии после оккупации»

9 мая в 12:00 открытие выставки одной картины Н.С. Барсамова  «Курортный район Феодосии после оккупации» (1945) в Доме сестры И.К.Айвазовского.

Почётный гражданин города Феодосии, заслуженный деятель культуры Украины, Николай Степанович Барсамов (1892—1976) оставил большое творческое наследие. Он автор сюжетных композиций, посвященных событиям Великой Отечественной войны, портретов, пейзажей, многочисленных натюрмортов (последние стали определяющим жанром в его творчестве). Н. С. Барсамов приехал в Крым лишь в 1923 году и в этом же году стал директором Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского.

Еще в 1922 году, когда галерея была включена в сеть музеев Народного комиссариата просвещения, был разработан первый перспективный план ее развития, который предусматривал пополнение коллекции (главным образом за счет приобретения произведений раннего периода творчества И. К. Айвазовского). Позже был принят новый перспективный план, предполагающий собирать картины всех русских живописцев, творчески связанных с искусством Айвазовского, учеников, внуков, современников, феодосийских художников М.А.Волошина, К.Ф. Богаевского и других. Пополнять коллекцию планировалось за счет выставок, что и начал делать Н.С.Барсамов, став директором галереи в 1923 году.

Начиная с 1925 года, в Феодосийской картинной галерее регулярно устраивались выставки. На первой, помимо 16 картин И.К.Айвазовского из частных собраний, 34 акварелей и рисунков К.Ф. Богаевского, была представлена 31 акварель М. А. Волошина, а в 1926 году – 24 его работы. М.А.Волошин принимал участие в выставках картин художников Москвы, Ленинграда, Феодосии и других городов, проходивших в галерее в 1927, 1928 и 1929 годах. Н.С.Барсамов помогал ему продавать акварели, представленные на выставках, о чем свидетельствуют письма Максимилиана Александровича, по возможности сам приобретал его работы для Феодосийской галереи. С 1940 года произведения М. А. Волошина были в постоянной экспозиции галереи, вместе с работами М. П. Латри они размещались на балконе.

Немало произведений, посвященных Великой Отечественной войне, было создано Николаем Степановичем Барсамовым, почётным гражданином города Феодосии, заслуженным деятелем культуры Украины. Первая картина Н.С.Барсамова, написанная на эту тему, посвящена керченско-феодосийскому десанту, над ней художник начал работать сразу же, как узнал об освобождении десантниками Феодосии. В новогодний вечер 1941 года Барсамовы, находившиеся тогда в Ереване, куда они вывезли коллекцию Феодосийской картинной галереи им. И.К.Айвазовского, вернувшись домой увидели ёлку, украшенную газетой, в которой сообщалось: «30 декабря 1941 года наши десантники вошли и освободили город Феодосию». Газета и ёлка были подарком от директора Симферопольского музея Я.П.Бирзгала, который жил в эвакуации вместе с Барсамовыми. В этот же вечер Николаем Степановичем был сделан эскиз для картины «Десант в Феодосии». Н.С.Барсамов решил показать, как под прикрытием генуэзских башен ведут наступление отряды моряков. Он прекрасно знал и топографию города, и какими злыми могут быть короткие феодосийские зимы с ревущим под тяжёлыми тучами ледяным норд-остом и прибоем потемневшего моря. Пережитое оказалось сильнее воображаемого: картина прежде всего является изображением тревожных зимних сумерек над Феодосийским заливом. Фигурки десантников малы, особенно на фоне моря и заснеженного города, но тем трагичнее кажется вся картина, тем более ощущается мужество этой маленькой группы русских смельчаков.

Другая картина 1942 года – «Враг пришел». В отличие от первой, в которой фигуры растворились в пейзаже, трагедия войны передана в ней через образ человека. Женщина с ребенком на руках и девочка уходят, почти бегут из оставшейся позади деревни. В процессе работы над полотном лицо женщины, первоначально изображённое красивым, становится всё более измученным, искаженным страхом за жизнь детей. Душевная боль матери, ужас девочки, нависшие над их головами тучи и дым пожара обобщённо раскрывают тему бесчеловечной жестокости фашизма. Картина была откликом Барсамова на известие об оккупации Феодосии снова немецко-фашистскими захватчиками. Потрясённый известием о сдаче Севастополя Николай Степанович пишет картину «Стоять насмерть», где убедительно передаёт облик защитников Севастополя, простой и человечный, и их переживания.

Художник был глубоко искренен, создавая эти картины, но все же он почувствовал, что недостаточно знает изображаемые события. Тогда же, в 1943 году, Барсамов решает передать трагическую действительность военных лет в ином аспекте. Он создаёт картину «Письмо родным», которая больше удалась художнику, потому что он изобразил не ней то, что хорошо знал и видел каждый день: госпиталь, раненых, медицинский персонал. Следующая картина «Подарки на фронт» - это по существу натюрморт, в основе которого лежит реальное явление: всенародная забота о фронтовиках.

Вернувшись из эвакуации в Феодосию, Н.С.Барсамов как художник продолжает много работать над военной темой. Замысел первой из картин этой тематики, написанной в Феодосии, возник еще в конце 1944 г. Софья Александровна Барсамова (жена художника) записала: «Зимой 1944 года мы зашли в сад пионеров. Шёл снег, небо было печально. Двое стояли возле обелиска памяти погибшим воинам. Потом они ушли. Мы долго стояли молча. Вечером Н.С. набросал маленький эскиз к будущей картине «У братской могилы». Картина была закончена художником в 1945 году.

Первые впечатления от встречи с разорённой Феодосией лежат также в основе картины «Возвращение». Сам Н.С.Барсамов о создании этой картины писал: «Изо дня в день я наблюдал родной город. В декабре выпал снег, и в белом саване город стал ещё суровее и грустнее. Выбрав свободное время, я взял довольно большой холст и начал писать довольно широкую панораму Феодосии. В мрачном колорите картины я хотел отразить горечь первой встречи с поруганным городом. В процессе работы как-то незаметно «вошли» в пейзаж две скромные женские фигурки, усилившие художественное содержание картины и определившие её название «Возвращение». Разрушенному оккупантами городу посвящены и три крупных пейзажа, написанных художником с натуры. Это «Портовый район после оккупации», «Курортный район после оккупации», «Восход луны в Феодосии» - виды пустынного города с разбитыми домами, разрушенными санаториями, затихшим портом. В них нет ни любования причудливостью развалин, ни чувства безысходности. В третьей картине особенно ясно видно, какую веру в светлое торжество жизни черпал художник в природе. Ещё не погасли последние лучи солнца, а в побледневшем небе уже тихо светится полная луна. В серебристо-розовой тональности всего изображения выступают красноватая черепица крыш, легкая зелень, выросшая на руинах; широко раскинулся дальний берег.

В картине «Курортный район после оккупации»(1946), ясно видно, какую веру в светлое торжество жизни черпал художник в природе. Пейзаж написан в яркий солнечный день. В охристо-голубой тональности всего изображения выступают на первом плане - красноватая черепица крыш, легкая зелень, выросшая на руинах; на втором плане - широко раскинулся дальний берег. 

kimmeria.com
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии

Новости компаний
Любая организация или компания естественно желает и делает все для того, чтобы как можно больше рекламировать предоставляемые ею услуги. Вот почему многие владельцы ряда крупных предприятий без раздумий готовы платить неплохие деньги за показ рекламных баннеров, постов и других промо-материалов как можно большему количеству целевой аудитории. Именно поэтому если вы задумались о том, чтобы обзавестись собственным бизнесом, приносящим неплохой и стабильный д...
Лучшее - городу
Каждому городу Казахстана свой полезный сайт! Теперь мы освещаем новости шести крупных городов Казахстана - Караганды, Шымкента, Атырау, Актау, Алматы и Астаны.  Сегодня информационная картинка дня в Казахстане в большей мере состоит из новостей двух столиц. Национальные медиа массивно освещают новости из здания парламента, а городские новости представлены только громкими происшествиями или вопиющими случаями. Городские же сайты создают локальную повестку...