В Феодосии отметят 50-летие запуска Северо-Крымского канала

Ровно через шесть лет после запуска первого в мире советского искусственного спутника Земли в Крыму состоялось великое событие, значение которого невозможно переоценить. 17 октября 1963 года, 50 лет назад, на территорию полуострова была пущена вода Днепра в русло первой очереди Северо-Крымского канала. Стоит отметить, что Северо-Крымский канал – это самая крупная в Европе искусственная река. Её протяжённость 402 километра – от Каховки до Керчи, и на этой реке было возведено около ста больших гидротехнических сооружений. Празднование юбилея запуска Северо-Крымского канала пройдет и в Феодосии.

17 октября 1963 года на Перекопском валу была пущена вода Днепра в русло первой очереди Северо-Крымского канала – на территорию Крымской области. Здесь состоялся грандиозный митинг, была взорвана перемычка, и вода пошла до города Армянска. Большое торжество на стыке земель Таврии и Тавриды лично возглавлял Председатель Совета Министров СССР Первый секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв, отлично понимавший значение этого канала.

В этом грандиозном празднике участвовал строитель канала Владимир Киркевич, давным-давно ставший феодосийцем.

– Строительство Северо-Крымского канала началось ещё в начале 1950-х по знаменитому сталинскому плану преобразования природы. В Красноперекопске и в Джанкое были созданы специальные строительные управления, возведены собственные строительные промбазы. Позднее работы были приостановлены, но в апреле 1961-го постановлением правительства строительство канала было возобновлено. Интересно, – вспоминает Владимир Михайлович, – что сообщение о возобновлении работ прозвучало в печати вскоре после историчёского полёта в космос Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года. Мы сразу почувствовали, что нас пошлют на эту стройку. И действительно, большую группу выпускников Ровенского института инженеров водного хозяйства – сразу двадцать человек – направили на строительство Северо-Крымского.

Молодой инженер-гидростроитель Владимир Киркевич был именно в этой группе. Ребят распределили в разные управления, он попал в Джанкойскую ПМК. На строительстве канала проработал двадцать лет.

– Северо-Крымский канал, – рассказывает Владимир Михайлович, – это самая крупная в Европе искусственная река. Её протяжённость 402 километра – от Каховки до Керчи. На этой реке построено до ста больших гидротехнических сооружений: железно- и автодорожные мосты, водовыпуски, боковые каналы, насосные станции… Площадь орошения земель от боковых каналов только первой очереди была уже 180 тысяч гектаров…Представляете, что эта значило для безводного Крыма!

В 1976 году воду Северо-Крымского канала встречали в Керчи. Последний участок в 30 километров был проложен в трубах. Керченское торжество пуска днепровской воды открывал знаменитый строитель феодосиец Герой Социалистического Труда Илья Филиппович Малышев.

Всего на строительстве Северо-Крымского канала работало до 10 тысяч человек, три тысячи строительных машин и механизмов. Людей не хватало, поэтому привлекались и военные строители. Работы велись в две, а то и в три смены. В год в эксплуатацию вводилось 25-30 километров только русла. Феодосия получила воду канала в 1972-м, началось заполнение Феодосийского водохранилища, а позже Фронтового. Для строительства канала в Феодосии была создана ПМК-91 треста «Крымканалстрой», потом сюда же из Джанкоя перебазировалось и СМУ-9.

Сегодня можно по-разному относиться к качеству днепровской воды, поступающей по каналу в Крым. Однако всего важнее то, что в восточной половине полуострова вода всё-таки есть. А вот в западной и на Южном берегу её нет, и это острейшая проблема, решение которой не найдено десятилетиями.

Феодосийский исполком
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Лучшее - городу
Каждому городу Казахстана свой полезный сайт! Теперь мы освещаем новости шести крупных городов Казахстана - Караганды, Шымкента, Атырау, Актау, Алматы и Астаны.  Сегодня информационная картинка дня в Казахстане в большей мере состоит из новостей двух столиц. Национальные медиа массивно освещают новости из здания парламента, а городские новости представлены только громкими происшествиями или вопиющими случаями. Городские же сайты создают локальную повестку...