Дачу Стамболи в Феодосии готовят к реставрации и 100-летнему юбилею

С начала октября кафе «Дача Стамболи» покинуло историческое здание, а сейчас согласно решению сессии горсовета и вовсе прекратило свое существование. Сегодня здесь на втором этаже размещаются лишь экспозиции первого в Украине реставрационно-выставочного центра подводной археологии. Что появится в освободившихся залах? Каким мы увидим это самое узнаваемое здание Феодосии к его вековому юбилею?

Дача Стамболи вовсе не дача, скорее это дворец, хотя возводилось здание как жилой дом табачного фабриканта Иосифа Вениаминовича Стамболи, который вложил в строительство немыслимую по тем временам сумму – 1 миллион 100 тысяч золотых рублей.
– Чтобы представить себе масштаб этой суммы, давайте посмотрим, сколько тогда стоили дома в Феодосии, – говорит экскурсовод центра Игорь Ткачев. – Например, Алексей Суворин, когда оставлял свой дом сыну, оценил его в 70 тысяч. Вилла «Модерн», одна из самых дорогих в городе, стоила 200 тысяч рублей.

Дача Стамболи, строительство которой было завершено в 1914 году, на тот момент оказалась самым дорогим домом Феодосии. По оценке специалистов, если исключить дворцы царской семьи, и одним из самых дорогих в Крыму.

– Проектировщиком этого здания выступил архитектор с мировым именем Оскар ЭмильевичВегенер, основоположник школы северного модерна, работы которого до сих пор изучают во всех архитектурных институтах, – утверждает Игорь Сергеевич.

Хотя существует и версия, что создателем образа усадьбы мог быть специально приглашенный архитектор Отто Вагнер из Австрии. Бюджет, ландшафт, национальные традиции, сложившиеся в регионе, личность заказчика, его национальность – все это оказало влияние на облик дома. Здание построено в мавританском стиле, с мраморными фонтанами, открытыми террасами, зимним садом, минаретом и куполами. Оно красиво и вот уже сто лет, привлекая внимание феодосийцев и гостей города, являет собой своеобразную визитную карточку Феодосии.
– Строили настолько добротно, что за прошедшие сто лет почти ничего не утрачено. На 80-90 процентов все элементы здания подлинные, настоящие, – говорит И.Ткачев. – Вместе с тем уровень сохранности всего вызывает печаль.

Некоторые силовые элементы входа (верхняя балка) прогнулись. Когда-то белые мраморные ступени исчезли, сейчас на их месте «красуется» облицовка из турецкой керамической плитки. При этом мраморные колонны, украшенные резьбой, козырек, фонарь, ограждения – подлинные.
– К сожалению, в 90-е годы многочисленные владельцы не относились к зданию бережно. Поэтому официанты ресторана протоптали «народную тропу», – говорит Игорь Сергеевич, показывая на истертую в дубовом паркете дорожку. – К счастью, с дверьми не удалось так же поступить. Массивные дубовые двери сохранились хорошо.

Уже в первом зале мы видим смешение различных стилей: это и готическая стилизация, и ампир, и модерн, в котором активно используются растительные элементы.

– Здесь вы не увидите ни одного сварного шва, – обращает внимание на ограждение лестницы экскурсовод. – В то время применялась ковка. За сто лет она держит элементы лучше всякой сварки. Дубовые перила, на которые рука ложится полностью, тоже подлинные.

Много в интерьере элементов из ценных пород дерева, резьбы по дереву, что придает ему сдержанность, некую строгость. И в то же время всполохи необузданного красочного фейерверка – яркое пятно камина. У этого камина семья Стамболи, видимо, собиралась за общим столом в холодные зимние дни. В теплое время года, скорее всего, обедали на открытой террасе, где тоже многое сохранилось в подлиннике, даже плитка на полу.

– В здании в свое время располагалась турецкая баня, на втором этаже, – рассказывает Игорь Сергеевич. – Она полностью разрушена, но остались несколько вручную расписанных плиток. Довольно большой их фрагмент, площадью примерно 1,5 кв.м, был закрашен желтой краской. Может быть, кто-то из прежних хозяев хотел создать свой собственный стиль?

В таком же плачевном состоянии и зимний сад. Хотя мраморный фонтан в его центре удивительным образом сохранен.

Иосиф Стамболи, построив этот дом, практически в нем не жил. Уже в 1916 году, в преддверии надвигающейся революции, он его продал вместе с табачной фабрикой, приносившей миллионные доходы. А через некоторое время эмигрировал в Турцию, оттуда во Францию.

После установления советской власти дом Стамболи был национализирован. В довоенные годы в нем размещались санаторные учреждения. В период оккупации здесь залечивали раны немецкие солдаты и офицеры. В послевоенные годы дача Стамболи была одним из корпусов санатория «Восход». В конце советского периода врач-нарколог А.Довженко выбрал именно это здание для размещения своей наркологической клиники, где избавлял людей от алкогольной и табачной (ирония судьбы) зависимости. В смутные 90-е эти залы занимал печально известный Азово-Черноморский банк.

– Уже в этом сезоне на высшем государственном уровне принято решение о том, чтобы дача Стамболи стала музейным комплексом, – отметила заместитель директора центра Наталья Дудникова. – Решается вопрос о реставрации здания. Пока все находится на уровне составления планов, определения приоритетности работ.

Реставрация объектов культурного наследия требует тщательности, кропотливости, осторожности, чтобы сохранить подлинность элементов, не превратить их в малоценный новодел. А значит, все это повлечет за собой огромные финансовые и временные затраты. Предположительно реставрационные работы будут выполнять львовские специалисты.

– В июне следующего года планируем провести праздник, посвященный 100-летию дома. Хотим, чтобы кто-то из потомков Стамболи приехал. Раскрою тайну, одного из них мы нашли и уже получили согласие. Он потомок по линии брата. Проживает в Симферополе, – говорит И.Ткачев.

Один из освободившихся залов первого этажа администрация центра хочет выделить под экспозицию, где будут представлены предметы, фотографии, связанные с семьей Стамболи, историей здания.

– Мы хотим представить весь период – от строительства дома до наших дней, – говорит Наталья Дудникова. – Если у кого-то сохранились интересные предметы тех эпох, с благодарностью примем в дар. Они будут представлены на выставке с обязательным указанием лица, от кого получены.

Дача Стамболи настолько интересна своей архитектурой, своими интерьерными деталями, что сюда так и просится музей, рассказывающий о Феодосии конца 19-начала 20 столетия. Один из залов можно было бы посвятить истории табака и табачного производства, благодаря которому Иосиф Стамболи смог стать одним из богатейших людей России и благодаря которому Феодосия была известна далеко за пределами империи. Можно было бы посвятить экспозицию и феодосийским караимам, к когорте которых принадлежал хозяин особняка, культуре и традициям этого народа. А вот музей подводной археологии тематически правильнее было бы расположить в Морском саду, где, впрочем, в будущем и должен появиться музейный комплекс, посвященный морякам-черноморцам.

Феодосийский горисполком
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Лучшее - городу
Каждому городу Казахстана свой полезный сайт! Теперь мы освещаем новости шести крупных городов Казахстана - Караганды, Шымкента, Атырау, Актау, Алматы и Астаны.  Сегодня информационная картинка дня в Казахстане в большей мере состоит из новостей двух столиц. Национальные медиа массивно освещают новости из здания парламента, а городские новости представлены только громкими происшествиями или вопиющими случаями. Городские же сайты создают локальную повестку...